Дягилев писал это письмо Александру Николаевичу Бенуа — художнику, сценографу, который сотрудничал с Сергеем Дягилевым и его “Русскими сезонами” в Париже — в дни всероссийской стачки. Разразившиеся революционные события застали его врасплох. Наступил период, когда, по его словам, приходилось “ждать и терять время”.
Сергей Дягилев мечтал заняться изданием «Словаря русских портретов». Он даже выработал проект этого издания и намеревался послать его в журнал “Исторический вестник” для распространения. Однако на этом все, очевидно, и закончилось.
Сергей Павлович Дягилев — импресарио, один из основателей объединения “Мир искусства”, организатор “Русских сезонов” в Париже и труппы “Русский балет Дягилева”, первый продюсер в России и просто уникальное явление в мировой культуре. Важнейшей задачей своей жизни он считал пропаганду русского искусства в Европе. Восприятие России в качестве крупнейшей европейской культурной нации начала XX века, еще до наступления революции и массовой эмиграции, было положено именно усилиями Дягилева. Он тонко чувствовал запросы времени, понимал, что публика хочет увидеть. У него был редкий дар находить таланты, соединять их так, что рождались великие шедевры, вошедшие в репертуар лучших мировых балетных трупп.
Прочитал артист Артур Козин