В. В. Розанову

29 ноября 1901 г. Петербург

Сергей Дягилев писал Василию Васильевичу Розанову — философу, литературному критику и публицисту, участвовавшему в журнале Сергея Павловича и художника Александра Бенуа “Мир искусства”. Причиной, побудившей Дягилева отправить это письмо, явилось, видимо, то, что он не был приглашен на собрание Религиозно-философского общества. Это имело важное значение для него, так как он полагал, что распространение религиозного чувства может оказать благотворное воздействие на культуру.
В разряд людей “действия” Дягилев попал с легкой руки З.Н. Мережковской — Зинаиды Николаевны Гиппиус — поэтессы, жены поэта Дмитрия Сергеевича Мережковского.
Говоря о толпе Протейкинских и Меньшиковых, Дягилев имел в виду приятелей Розанова: Виктора Петровича Протейкинского — участника Религиозно-философских собраний, и Михаила Осиповича Меньшикова — мыслителя, публициста, общественного деятеля.
Сотрудниками литературного отдела журнала “Мир искусства” были Дмитрий Философов, Дмитрий и Зинаида Мережковские, Федор Сологуб, Константин Бальмонт и другие.
Розанов писал в“Новом времени” — самой популярной газете России в начале двадцатого столетия. Он пытался привлечь внимание Алексея Сергеевича Суворина — журналиста, издателя газеты “Новое время”.

Сергей Павлович Дягилев — импресарио, один из основателей объединения “Мир искусства”, организатор “Русских сезонов” в Париже и труппы “Русский балет Дягилева”, первый продюсер в России и просто уникальное явление в мировой культуре. Важнейшей задачей своей жизни он считал пропаганду русского искусства в Европе. Восприятие России в качестве крупнейшей европейской культурной нации начала XX века, еще до наступления революции и массовой эмиграции, было положено именно усилиями Дягилева. Он тонко чувствовал запросы времени, понимал, что публика хочет увидеть. У него был редкий дар находить таланты, соединять их так, что рождались великие шедевры, вошедшие в репертуар лучших мировых балетных трупп.


Прочитал артист Артур Козин
комментарий