Письмо адресовано Константину Сергеевичу Станиславскому – театральному режиссеру, актеру и педагогу, создателю знаменитой актерской системы. Вместе с Немировичем-Данченко он основал Московский художественный театр.
«Месяц в деревне» – пьеса Ивана Тургенева, которую поставили в Московском художественном театре в 1909 году. Над ней по оформлению работал Добужинский. Заняться этим его убедили друзья: Александр Николаевич Бенуа – великий художник, основатель «Мира искусства»; Лев Самойлович Бакст – художник, сценограф; Константин Андреевич Сомов – живописец, сооснователь «Мира искусства».
Добужинский рассказывает про интересы своих друзей-художников. Бенуа влечет к пьесам стиля Жана-Батиста Расина – величайшего французского драматурга, избиравшего для своих трагедий исторические и мифологические сюжеты. Еще и к эпохе короля-солнце Людовика XIV – периоду второй половины XVII века, когда произошел расцвет французской культуры. В то время преобладал «большой стиль», сочетающий в себе черты классицизма и барроко. Также Бенуа интересуют пьесы Уильяма Шекспира – величайшего английского писателя и драматурга. Ближайшая постановка, по которой уже был решен вопрос, – скорее всего, постановка «Гамлета» Шекспира режиссерами Гордоном Крэгом, Станиславским и Сулержицким, а художником по костюмам был Сапунов.
Метерлинк – писатель, драматург и философ. Добужинский мечтал создавать декорации к постановкам его пьес, в чем признавался Станиславскому.
Бакст весь ушел в Элладу – Древнюю Грецию. Он мечтает о постановках древних трагедий. Бакст писал декорации к «Ипполиту» Еврипида, «Эдип в Колоне» Софокла и другие.
Также Бакста интересуют: Геббель – крупнейший немецкий драматург; и Грильпарцер – австрийский поэт и драматург.
Сомов раньше говорил о «Грозе» – пьесе Александра Островского, видимо, по постановке которой Станиславский сделал предложение художникам. Но теперь он особенно интересовался Мольером – французским писателем, создателем классической комедии. Во вкусе Сомова был – еще «Недоросль» – комедия Дениса Фонвизина.
Евгений Евгеньевич Лансере – художник, приятель Добужинского — был увлечен средневековьем и ренессансом.
Иван Яковлевич Билибин — художник, декоратор, приятель Добужинского — интересовался лубком и мог бы увлечься Александром Петровичем Сумароковым – поэтом и драматургом, крупнейшим представителем русской литературы XVIII века.
Предыдущие постановки, к которым декорации делал Добужинский, создавались в Старинном театре и Театре В.Ф. Комиссаржевской.
Игорь Эммануилович Грабарь – художник, живописец, реставратор и педагог, друг Добужинского — указал, где есть уголки, сохранившие остатки старой жизни.
Добужинский Мстислав Валерианович – русский и литовский художник, работавший в разных стилях: символизме, ар нуво и экспрессионизме – относился к плеяде мастеров, объединившихся в известное сообщество "Мир искусства". Ero творчество оказало значительное влияние на развитие искусства первой половины ХХ века, особенно в сфере книги и театра. Он оформил спектакли для Московского художественного театра, большого драматического театра, антрепризы Сергея Дягилева, литовского государственного театра Каунас, а также создал обложки для журналов и иллюстрации к произведениям Александра Пушкина и других писателей.
Прочитал артист Олег Рязанцев