29 января
1903
Л.П. ГРИЦЕНКО
СПБ. ВТОРНИК. 3 НОЧИ
лЕВ БАКСТ
Адресат письма: Любовь Павловна Гриценко — третья дочь Павла Михайловича
Третьякова, первого коллекционера России, представительница видной московской купеческой фамилии, вдова художника Николая Гриценко. С Львом Бакстом они познакомились в январе 1903 в редакции журнала «Мир искусств», потом Любовь Павловна уехала в Париж.
Поженятся они уже в ноябре этого года.

Утром у Бакста были фотографы Фридрих Шрадер и Андрей Ренц, владельцы одного из лучших фотоателье Петербурга. Спектакль, о котором пишет Бакст, балет австрийского композитора Йозефа Байера "Фея кукол". К нему он создавал декорации, что были перевезены в Эрмитаж, так как в феврале готовилась премьера балета в Эрмитажном театре. Спектакль очень понравился императорской семье, в результате чего было принято решение не откладывать премьеру балета в Мариинском театре до следующего сезона, а показать представление на этой сцене в самое ближайшее время. Бакст поехал обедать с Рене Лаликом — ювелиром, приятелем Бакста — и с художниками объединения "Мир искусства", в котором он тоже состоял. Сергей Павлович Дягилев — антрепренер, один из основателей "Мира искусства". Он просил не ездить их в ресторан "Медведь", где собиралась театральная богема, купцы и офицеры, а в подвальном этаже проводились "редакционные обеды" газет.
После обеда пел Савва Иванович Мамонтов — предприниматель и меценат, имевший свою Частную оперу, а гости говорили о Михаиле Александровиче Врубеле — художнике, работавшем почти во всех жанрах и видах изобразительного искусства. Затем они поехали к Павлу Трубецкому — скульптору и художнику, приятелю Бакста.

Лев Самойлович Бакст - величайший театральный художник, прекрасный рисовальщик, тонкий живописец, непревзойденный мастер линии. Эта линия — изогнутая, напряженная, эмоциональная и вместе с тем удивительно гармоничная - стала своеобразной визитной карточкой не только творчества художника, но и в целом стиля модерн, который просто нельзя себе представить без этого творца. Создав яркие и необычные балетные костюмы, он стал законодателем моды в Европе, где гастролировала труппа Сергея Дягилева. Лев Бакст был полностью детищем своего времени: дерзким, ищущим нового, жаждущим красоты и — обреченным.
комментарий
Прочитал артист Дмитрий Лысенков